Golos-Zemli Опубликовано 17 ноября, 2016 Опубликовано 17 ноября, 2016 Споры о методиках Вокальное искусство, какое оно? Что скрывается под столь ёмким понятием? Сколько мнений о голосе и методик его развития? Выделяя методику Сета Риггса, невозможно не учесть, что это лишь одна из методик, но на данный момент она является самой простой в понимании, наиболее результативной и быстрой в обучении. Сет Риггс является одним из самых выдающихся учителей пения в мире. Он одинаково успешно работает как с поп-звездами, так и с лауреатами конкурса Метрополитен Опера. Благодаря своей уникальной методике “Пение в речевой позиции”, Сет Риггс очень многим помог справиться с их голосовыми проблемами. А именно таким выдающимся певцам и музыкантам, которые работают и поют в разных стилях и направлениях. К ним относятся такие мировые знаменитости, как Майкл Джексон, Хулио Эглесиас, Эдди Мерфи, Мадонна и многие и др. Его книга "Как стать звездой" является одной из основных работ, посвященных проблемам голоса. Секрет его школы пения заключается в приеме, который называется "пение в речевой позиции" (когда гортань находится в таком положении, как и во время речи). Что позволяет при пении пользоваться голосом так же легко и комфортно, как это делается во время разговора. Независимо от регистра и громкости рот и горло ведут себя одинаково. Ваш тембр и пропеваемые слова всегда будут казаться естественными как вам самим, так и аудитории. Пение в речевой позиции – это естественный прием, при котором голос работает без усилий. Мы не позволяем мышцам лежащим вне гортани, вмешиваться в процесс рождения звука. Когда мы освобождаем процесс появления звука, освобождается и артикуляция, в результате чего слова пропеваются легко и внятно. При расслабленной и стабильной гортани наш резонатор остается стабильным, что позволяет голосу соблюдать соответствующий баланс верхних, средних и нижних гармонических составляющих, вне зависимости от диапазона в котором мы поем. Эту задачу можно решить при помощи специальных упражнений. О чем нужно помнить в пении в речевой позиции, что это естественный прием при котором наш голос работает без усилий. Мы не должны позволять мышцам лежащим вне гортани вмешиваться в процесс рождения звука. А также не забывать что когда мы освобождаем процесс появления звука освобождается и артикуляция, в результате чего слова пропеваются легко и внятно. При расслабленной и стабильной гортани резонатор также остается стабильным, что позволяет голосу соблюдать соответствующий баланс верхних, средних и нижних гармонических составляющих вне зависимости от диапазона в котором поем. Безусловно, большинство описанного в книге Сета Риггса, можно принять как истину, но, с другой стороны, узнав, как работают другие методики (например, классическая итальянская вокальная школа), можно со многим не согласиться. Ирина Ульева в своей книге «Плюсы и минусы вокальной методики Сета Риггса» разбирает буквально «по косточкам» каждое упражнение и замечание к упражнению данной методики. Она ставит под сомнение само существование пения именно в речевой позиции. Почитав её доводы, трудно не согласиться. Оказывается, что актерское пение некорректно сравнивать с классическим. Классическое пение гораздо сложнее, хотя Риггс не делит вообще пение на эстрадное, хоровое, оперное и пр. Звуковая волна, которая образуется внутри ротовой полости певца, обогащается резонансами и имеет тенденцию к концентрации звуковой энергии. Этим лучом звуковой волны классический певец управляет, посылая его в пространство с тенденцией сжатия и усиления, но никак не расслабления. Это — физика. Зачем же делать плохо то, что можно делать хорошо? Вокальная техника всегда должна стоять на первом месте. И только потом — эмоции, и только потом — игра. Иначе будет страдать качество звучания голоса. Конечно, в неклассических жанрах требования к вокалу заниженные, но тогда Риггсу не стоило бы упоминать в своем тезисе оперу. Поэтому его предложение всем «расслабиться» звучит даже несколько абсурдно. Но только на первый взгляд. В дальнейшем это утверждение логично ложится в ту систему, которую он выстраивает для своих учеников. В книге Альфредо Крауса «Куда помещать голос» описано всё чуть иначе, хотя налицо классическая итальянская вокальная техника. Он упоминает о «маске», что типично и для Сета Риггса, но твердит о «диафрагменном дыхании», в то время как Сет Риггс замечает, что термин «управлять, работать диафрагмой» недопустим и, если педагог так говорит, то «нужно сменить педагога». Вообще, Риггс достаточно жёстко обозначает рамки дозволенного в своей методике. «Если в вашем голосе отсутствует вибрато – смени учителя», «Если голос дрожит – смени учителя», «если…», «если…». Дилетант, начитавшись подобных наставлений, ничего не смысля в вокале, будет бегать по педагогам и ломать не только голову от вопросов «почему не получается» или «как найти другого педагога, получше», но и свой и без того слабенький голос, надеясь, что книга – лучше любого педагога и в ней вся истина. Хотя, для начала, возможно надо бы прислушаться к мнению педагога, а не книги. Возможно, человек, который сломя голову бегает и меняет педагогов, элементарно не слышит высоту звука и не воспроизводит её. Вот педагог и выстраивает ему сначала эту сторону, ставя параллельно голос. В книге не сказано «если у вас нет музыкального образования и вы не попадаете в ноты, то займитесь сначала сольфеджио» или что-то наподобие этого. Получается что любой, купивший книгу, в зависимости от своей «звёздности» может навредить себе. Если человек без образования и каких-либо навыков начнёт сразу заниматься распевками, не прочитав начало и посчитав его «скучным», то вред может быть нанесён колоссальный. Я считаю, что нет абсолютно безопасных распевок для тех, кто начинает обучение с нуля. Это всё равно что гарантировать, что вы не сломаете руку, когда будете мыть руки. На инструкциях к микроволновкам, например, пишут «не сушить животных», хотя вроде и в голову не пришло бы, но раз были случаи… Так же и с вокалом. По моему мнению, лучше педагога (хотя бы на начальном этапе) книга быть не может. Новичок даже послушать себя толком не сможет, тем более если он не знает как слушать вообще. Прибавить тот факт, что мы себя слышим иначе, нежели окружающие в связи с рядом особенностей. Вдобавок огромное количество терминологии, рассказы о гортани, атаке звука и т.д. Не мудрено и запутаться. Тогда и идут «самоучки» разбираться к педагогу, а там с ними всё заново и проходят. Из этого хочу подвести итог: человек без музыкального образования не может самостоятельно «стать звездой», обучаясь по Сету Риггсу, как и по другим методикам. Хотя Ирина Ульева и пишет в своей книге, что «при внимательном изучении книги Сета Риггса становится очевидно, что он придумал метод постановки голоса, который, к счастью, совпал… со второй методикой итальянской школы — пением на мягкой атаке!» и можно сказать, что негласно методики совпадают, это не умиляет данного вывода. Занимаясь самостоятельно по любой методике можно нанести непоправимый удар голосовому аппарату. Я считаю, что книга Сета Риггса «Как стать звездой» заслуженно завоевала и завоёвывает лидирующие места среди книг по методике постановки вокальной техники. На практике все упражнения результативны. Большинство рекомендаций чётко изложены, хотя с некоторыми можно поспорить. Однако эта книга является лишь одной из множества, методику в которой можно назвать истиной. А как известно – истина у каждого своя. Анна Кузьмина, РГСУ 2013 Все права защищены При копировании обязательна ссылка на источник http://www.golos-zemli.com/metodici-prepodavaniya-vokala Цитата
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.