Questo Опубликовано 30 июня, 2009 Опубликовано 30 июня, 2009 Здорово, народ. Есть вопрос. Я учусь на инжинера-электронщика и собираюсь делать курсовую по цифровой обработке сигналов. Задача следующая - создать компьютерную программу (или электронный прибор), которая будет определять музыкальный размер звучащей композиции. Прежде чем решиться взвалить на свои плечи такую задачу, хочу задать вопрос людям, хорошо разбирающимся в музыке. Как определить на слух музыкальный размер? Всегда ли можно его определить однозначно? Например, какая разница между размерами 3/4 и 6/8 ? Цитата
VOVA Мавзолей Опубликовано 30 июня, 2009 Опубликовано 30 июня, 2009 3/4 это обычно вальс. 6/8 чаще встречается в блюзе. А так обычно музыканты высчитывают 3(количество)/4(размер ноты) - (1и, 2и, 3и - четверти) 6/8 - (1,2,3,4,5,6,7,8 - восьмыми). Приведу пример: Целая(1и, 2и,3и,4и), половинная(1и, 2и), четверть (1и), восьмая (1), шестнадцатая (0,5), тридцать вторая(0,25) - это длительности нот. На аудио графически видно 3/4 - в четвертях: 1 -сильная доля, и - слабая Цитата
VOVA Мавзолей Опубликовано 30 июня, 2009 Опубликовано 30 июня, 2009 Совет почитай мануалы проф. звук редакторов. Nuendo. Sonar и.т.д. они даже темп высчитывают. Тебе легче будет изобретать велосипед Цитата
CakeWorker Опубликовано 30 июня, 2009 Опубликовано 30 июня, 2009 6/8 чаще встречается в блюзе. 6/8 (12/8) - это скорее рок-баллада (типа Only You). А блюз, как правило, 4/4, так и в ноты записывается. Посто играется триолями.., оттого и слышится 6-12/8. То же самое касается триольных рок-н-роллов, буги-вуги и т.д. Цитата
Questo Опубликовано 30 июня, 2009 Автор Опубликовано 30 июня, 2009 3/4 это обычно вальс. 6/8 чаще встречается в блюзе. А так обычно музыканты высчитывают 3(количество)/4(размер ноты) - (1и, 2и, 3и - четверти) 6/8 - (1,2,3,4,5,6,7,8 - восьмыми). Приведу пример: Целая(1и, 2и,3и,4и), половинная(1и, 2и), четверть (1и), восьмая (1), шестнадцатая (0,5), тридцать вторая(0,25) - это длительности нот.На аудио графически видно 3/4 - в четвертях: 1 -сильная доля, и - слабая Это понятно. Но если один такт состоит из шести восьмых, то с таким же успехом можно сказать, что он состоит из трёх четвертей, т.к. каждую четверть можно разделить на две восьмые. И всё-таки какая-то разница должна быть, т.к. встречаются ноты с обозначением 6/8. В чём эта разница? По поводу длительностей - тоже не совсем ясно: ведь эти длительности относительные. Те же самые "раз-и два-и" можно считать с разной скоростью. Для этого, на сколько я знаю, определяют темп. Получается, что если я пытаюсь записать ноты произведения на слух, не зная заранее в каком темпе оно написано, для разных темпов я могу записать дительности по-разному? Например, если я решу, что темп 120 (moderato), нота, звучащая полсекунды запишется как четверть, а если я решу, что темп 60, то та же самая нота, звучащая полсекуды запишется как половина? Я прав, или есть способы определить темп? Совет почитай мануалы проф. звук редакторов. Nuendo. Sonar и.т.д. они даже темп высчитывают. Тебе легче будет изобретать велосипед За совет спасибо - меньше всего хочется на курсовой изобретать что-то новое: это всего лишь курсовая, а не докторская Цитата
VOVA Мавзолей Опубликовано 30 июня, 2009 Опубликовано 30 июня, 2009 Если бы ты выдумал алгоритм для плееров для высчитывания размера и темпа, что я думаю рядом, то даже бы заработал денежку А балада это, что не блюз что ли Цитата
CakeWorker Опубликовано 1 июля, 2009 Опубликовано 1 июля, 2009 балада это что, не блюз, что ли? Нет. Рок-баллада часто бывает минорной. А минорный блюз большая редкость. Опять же - структура: блюзовый 12-тактовый квадрат, и купле-припев рок-баллады - совершенно разные вещи. Рок-баллада - стиль чисто "белый". Противу блюза - который "чёрный" изначально. Ритмическая фактура ударных в корне разная. Рисунки баса - тоже... И т.д. Цитата
Questo Опубликовано 1 июля, 2009 Автор Опубликовано 1 июля, 2009 Если бы ты выдумал алгоритм для плееров для высчитывания размера и темпа, что я думаю рядом, то даже бы заработал денежку Вопрос, есть ли такой алгоритм для человека. Я просто в музыке плохо разбираюсь (на уровне любителя, у которого нет времени ), и надеялся на помощь спецов в этом деле. Так что, если будут ещё идеи (т.к. ответов на свои вопросы я так и не получил) - буду рад. Скачал Nuendo. Искал Sonar, но нашёл целую кучу прог, не относящихся к музыке. Можешь скинуть линк на сайт этой программы? Сенкс Цитата
DiKeys Опубликовано 1 июля, 2009 Опубликовано 1 июля, 2009 6/8 отличается от 3/4 пульсацией - 3/4 считаются так: Раз-и-два-и-три-и, 6/8 - раз-и-и два-и-и. Виртуальные ди-джеи способны определить темп, а делают это они по ритмически повторяющейся бочке. В джазовой, например, музыке, они вряд-ли что-нибудь определят. Цитата
Questo Опубликовано 1 июля, 2009 Автор Опубликовано 1 июля, 2009 6/8 отличается от 3/4 пульсацией - 3/4 считаются так: Раз-и-два-и-три-и, 6/8 - раз-и-и два-и-и.. Спасибо за ответ. И всё-таки одну и ту же мелодию можно считать и "Раз-и-два-и-три-и" и "раз-и-и два-и-и". Сегодня зависал с напарником по курсовой в муз. библиотеке. Библиотекарша объяснила про ударные и безударные ноты. Вроде всё было понятно до тех пор, пока не начали слушать произведения Шопена и Шуберта, написанные в размере 6/8 (проверяли по нотам). В некоторых отчётливо слышно, что в начале каждого такта есть ударная нота, и сразу понятно, что это 6/8. В других случаях была ударная нота и по середине такта. В этих случаях можно было с таким же успехом написать 3/8 и разделить все такты на два. Вывод - услышав одно и то же незнакомое произведение, два разных человека могут перевести его по слуху на ноты по-разному, при том что обе версии буду правильны и исполняться с этих двух версий нот будут однинакого. Я прав? Виртуальные ди-джеи способны определить темп, а делают это они по ритмически повторяющейся бочке. В джазовой, например, музыке, они вряд-ли что-нибудь определят. Я думаю, в джазе во многих случаях можно хоть как-то по басам определить, или по ударникам. Но тоже далеко не всегда. А с классикой - ещё сложнее: там постоянно то замедляется, то ускоряется... Без человеческого уха, по-ходу, не обойтись. Цитата
DiKeys Опубликовано 5 июля, 2009 Опубликовано 5 июля, 2009 Спасибо за ответ. И всё-таки одну и ту же мелодию можно считать и "Раз-и-два-и-три-и" и "раз-и-и два-и-и". Сегодня зависал с напарником по курсовой в муз. библиотеке. Библиотекарша объяснила про ударные и безударные ноты. Вроде всё было понятно до тех пор, пока не начали слушать произведения Шопена и Шуберта, написанные в размере 6/8 (проверяли по нотам). В некоторых отчётливо слышно, что в начале каждого такта есть ударная нота, и сразу понятно, что это 6/8. В других случаях была ударная нота и по середине такта. В этих случаях можно было с таким же успехом написать 3/8 и разделить все такты на два. Вывод - услышав одно и то же незнакомое произведение, два разных человека могут перевести его по слуху на ноты по-разному, при том что обе версии буду правильны и исполняться с этих двух версий нот будут однинакого. Я прав? Скажем так. Люди неграмотные музыкально (не сочтите за оскорбление) могут перевести на слух по-разному. Профессионалы, я уверен, воспримут одинаково. Если, конечно, автор произведения не наворотил в ритме и темпе чего-нибудь такого. Я думаю, в джазе во многих случаях можно хоть как-то по басам определить, или по ударникам. Но тоже далеко не всегда. А с классикой - ещё сложнее: там постоянно то замедляется, то ускоряется... Без человеческого уха, по-ходу, не обойтись. Можно, человеку, но вряд ли - машине - в джазе постоянно происходит что-то новое, ритмические рисунки аккомпанимента меняются. В классике иногда вообще сложно что-то определить, не вслушиваясь, если точнее - в романтической музыке. Цитата
CakeWorker Опубликовано 5 июля, 2009 Опубликовано 5 июля, 2009 Чё-т уже наплели, мамадарагая... 3/4 считаются так: Раз-и-два-и-три-и, 6/8 - раз-и-и два-и-и. Не знаю, как там у вас виртуальных диджеев, а у нас хоровых дирижёров 3/4 считается раз-два-три, а 6/8 - раз-два. Потому что по сути 6/8 это двудольный такт (двухчетвертной), где каждая четверть делится на три восьмых. Профессионалы, я уверен, воспримут одинаково Не факт. Пинкфлойдовсий зехер в Money 7/4. Одни делят его на 3/4+4/4, другие наоборот - 4/4+3/4. При этом в нотном изложении авторами написано в 7/4. Если, конечно, автор произведения не наворотил в ритме и темпе чего-нибудь такого. К сведениею. Ноты это не "как захотел - так изобразил". Ноты - это текст, который музыканту дОлжно прочитать так, как автором задумано. А потому автор должен написать так, чтобы исполнителю было понятно. Из этого вытекает простой вывод: написание нот имеет правила, которые должны не трактоваться абы как, а приводить к пониманию нотного текста однозначно. А по снятию размера на слух... Всё просто: нетриольные медленные и средние темпы - 4/4, быстрые - 2/4. 3/4 - вальсы всегда, в любом темпе (сильная доля всегда легко определяема - ТА-пу-пу/ТА-пу-пу). С комбинированными размерами (5/4, 7/4, 7/8, 15/16) сложнее - тут важно иметь опыт и хорошиё ритмический слух. А так же уметь логически (поскольку со слабыми, сильными, относительно сильными долями тут масса вариантов) расставлять доли по местам. В некоторых отчётливо слышно, что в начале каждого такта есть ударная нота Нет никаких "ударных" нот. Есть сильные доли, относительно сильные и слабые. Ну и синкопы ещё. Я думаю, в джазе во многих случаях можно хоть как-то по басам определить Не знаю, как это "по басам". Есть правила ритмической пульсации. В танцевалке - грув. Зная правила, определяется влёт. или по ударникам. "Ударникам" чего, труда? Цитата
Questo Опубликовано 6 июля, 2009 Автор Опубликовано 6 июля, 2009 Люди неграмотные музыкально (не сочтите за оскорбление) Это не оскорбление, если бы я был грамотно-музыкальным, вероятнее всего, не обращался бы по такому вопросу за помощью в форум к грамотно-музыкальным людям. Cakeworker, я знаю, что написание нот должно быть таким, чтобы музыкантом оно читалось однозначно - именно так, как автор хотел. Мой вопрос заключается в том, можно ли, соблюдая правила, одну и ту же мелодию переложить на ноты в нескольких вариантах так, что и тот, и другой вариант будет играться одинакого. Ниже будет пример под ударниками я имел ввиду ударные инструменты. Об "ударном звуке" я вычитал на каком-то сайте. Судя по Вашей реакции, это чушь, но я повторюсь: я не музыкант, плохо разбираюсь в музыке. Я могу определить размер на слух, если это простой размер, как 4/4, 2/4, 3/4, без проблем. С размерами посложнее у меня, конечно же, нет опыта. Но оставим пока сложные размеры в стороне. Я не понимаю, в чём разница между "раз-два-три, раз-два-три" и "раз-и-и, два-и-и". В попытках понять это, основываясь на своих недалёких знаниях, я попытался записать на слух ноты вступления песни Seal "Kissed from a rose", которую я до сих пор считал за вальс. То, что у меня вышло я записал в GuitarPro, и попробовал воспроизвести. Получилось вроде похоже. Затем я поменял размер на 6/8, не меняя при этом больше ничего и опять воспроизвёл. Как я и ожидал, звучит одинакого что так, что эдак. Так в чём же собственно разница? Прикрепляю к сообщению оба варианта нот, которые я ввёл. Цитата
DiKeys Опубликовано 6 июля, 2009 Опубликовано 6 июля, 2009 СakeWorker, не трудитесь гнуть понты. Я сам хоровой дирижер, учился в Мерзляковке По поводу 3/4 и 6/8 я сказал то же самое, только так, чтобы незнающий человек понял. А 7/4 есть 7/4, а не 3+4. По поводу написания нот - мы тут обсуждаем не то как ноты писать и читать, а то, как определять размер на слух, то есть немного о другом. Цитата
DiKeys Опубликовано 6 июля, 2009 Опубликовано 6 июля, 2009 Questo, в музыке существует такое понятие, как триоль. Это когда на одну бОльшую длительность приходится не 2 а 3 меньшие, например в одной четверти 3 восьмых, в одной половинке 3 четверти, в восьмой 3 шестнадцатых. Если все произведение выдержано в такой триольной пульсации, то его пишут в размере 6/8. Разница между 3/4 и 6/8 в количестве долей. В 3/4 три доли, в 6/8 - две доли. Приведенный тобой пример Сила - типичный пример размера 6/8. То есть нам всего 2 доли. Если тебе непонятно, какие - то это те, в которых бьют бочка (первая доля) и рабочий (вторая). А в размере 3/4 сейчас наверное, никто и не пишет, надо обращаться к классике. Цитата
CakeWorker Опубликовано 6 июля, 2009 Опубликовано 6 июля, 2009 в чём разница между "раз-два-три, раз-два-три" и "раз-и-и, два-и-и". Изучайте муз. грамоту, если вам так интересно. А тут почти на пальцах этого не объяснить. Это же изучается и в муз. школе 6-7 лет, потом в училище - 5-6. Я ж написал: раз-два-три - это 3/4. И первый у тебя вариант счёта - счёт четвертей каждого такта - что правильно. А вот втором - похоже на счёт тактов, что вовсе непонятно и неверно. А 6/8 считаются на раз-два. Только пульсация триольная - это нужно в голове держать. Для того чувство ритма музыканту и требуется. Твой второй нотный пример вообще не 6/8, а те же 3/4. В 3м такте почему-то ТРИ четверти, тогда как в 6/8 их должно быть ДВЕ! В 3/4 первая доля сильная, вторая слабая, третья - относительно сильная. А в твоих 6/8 на КАК БЫ 2ю долю выходит синкопа - т.е. 3я триольная восьмушка в первой доле. При этом КАК БЫ 3я доля - в реальности 2я триольная восьмушка во 2й доле. А в 6/8, как в 2/4 - 1я доля сильная, 2я - слабая. Но она ритмически "ляжет" один-в-один, грубо говоря, на клубную бочку, лупящую на каждую четверть такта. ТАК написанное будет, думаю, понятнее. А то, что звучит одинаково, это только если одну мелодию слушать. Стоит подложить ритмогармонические составляющие, и всё изменится. Ибо, как я сказал, в 3/4 - три доли на такт, а в 6/8 - две. И ваши т.н. "ударные ноты" окажутся вне ритма, когда 3/4 будут играться под ритм 6/8. Короче, твой 2й пример - не в том размере неверно записанная трёхчетвертная партия. Цитата
CakeWorker Опубликовано 6 июля, 2009 Опубликовано 6 июля, 2009 СakeWorker, не трудитесь гнуть понты. Тем же концом по тому же месту! И не указывай мне, что делать, а что нет. И то, что ты тут понтами назвал не к месту и не ко времени. А главное - не по адресу! Цитата
DiKeys Опубликовано 6 июля, 2009 Опубликовано 6 июля, 2009 Выражаясь символами. просто шесть ударов: I I I I I I Шесть восьмых: I i i I i i Три четверти: I i I i I i Проударяй ладошками, I - сильный удар, i - слабый удар. Может поймешь. Цитата
VOVA Мавзолей Опубликовано 6 июля, 2009 Опубликовано 6 июля, 2009 Ну пошел грунт Я так думаю машине для того чтобы определить размер, надо сначала определить темп. Скоко ударов в минуту, а потом уже, вычислять сильную долю. Давай мыло я вышлю мануал проф. редактора... Цитата
Questo Опубликовано 6 июля, 2009 Автор Опубликовано 6 июля, 2009 Проударяй ладошками, I - сильный удар, i - слабый удар. Может поймешь. DiKeys, спасибо за совет, но это уже пройденный этап. Разницу в счёте я понял, я только не понял как эта разница может изменить исполнение мелодии. в музыке существует такое понятие, как триоль. Сенкс. Даже не додумался до этого проверить, что это такое. А сейчас меня вдруг осенило, что тот же романс Гомеса написан в 3/4, и играется триолями. Как приятно открывать Америку ) CakeWorker, Хоть музыкалку и училище форумом не заменить), но всё же ваш ответ кое-что прояснил. В 3м такте почему-то ТРИ четверти, тогда как в 6/8 их должно быть ДВЕ! Т.е. должно быть две триоли? Только чтобы убедиться, что я правильно понял Вас: В варианте 6/8 в 3 такте у меня получилось следующее (выделяю слог, на котором начинаются ноты соответственно ля, соль, фа) раз-и-и два-и-и Так? Поэтому вы говорите, что получилась синкопа: акцент с "два" сместился на "и" из первой доли, и кроме того, добавился акцент, которого не должно было быть, на "и" из второй доли. Я правильно понял? Так вы считаете, что эта песня написана в 3/4? Цитата
Questo Опубликовано 7 июля, 2009 Автор Опубликовано 7 июля, 2009 А если бы мой второй вариант выглядил вот так (в конце сообщения), он бы тоже был неверным? Я замедлил темп в два раза, сократил длительности всех нот в два раза и соответственно расставил такты по-другому. Мелодия звучит так же. Получается, для того, чтобы определить размер, мне прежде всего надо определить сильные, слабые и относительно сильные доли, расставить такты так, что с каждой сильной доли будет начинаться такт, и затем просто посчитать? Цитата
DiKeys Опубликовано 7 июля, 2009 Опубликовано 7 июля, 2009 DiKeys, спасибо за совет, но это уже пройденный этап. Разницу в счёте я понял, я только не понял как эта разница может изменить исполнение мелодии. Сенкс. Даже не додумался до этого проверить, что это такое. А сейчас меня вдруг осенило, что тот же романс Гомеса написан в 3/4, и играется триолями. Как приятно открывать Америку ) Это типа стеб что-ли? Цитата
Questo Опубликовано 7 июля, 2009 Автор Опубликовано 7 июля, 2009 Это типа стеб что-ли? эээ. Да нет, я серьезно). Меня просто когда-то давно научили по пальцам играть на гитаре романс Гомеса, а после того, как ты объяснил, что такое триоль, до меня вдруг дошло, что он полностью весь играется триолями. Залез в инет, начал искать ноты - так оно и есть ) Цитата
CakeWorker Опубликовано 7 июля, 2009 Опубликовано 7 июля, 2009 А если бы мой второй вариант выглядил вот так (в конце сообщения), он бы тоже был неверным? Я замедлил темп в два раза, сократил длительности всех нот в два раза и соответственно расставил такты по-другому. Мелодия звучит так же. Так, да не так. У тебя затакт в предыдущих примерах начинается двумя восьмыми. Т.е. сильная доля приходится на половинную ноту первой доли такта. Что правильно. Это логика развития фразы - начало фразы. И фраза заканчивается тоникой на сильную же долю (4й такт). Что так же правильно. А в последнем - сильная доля оказаласть нелогично на продолжении фразы - 2й такт. И тоника оказалась на слабой доле, что данной фразе - её логическому завершению - противоречит. (*) Вот так верно: Для лучшего понимания на втром нотоносце - клубная бочка. Все восьмушки мелодии - триольные. Просто в Сонаре невозможно изобразить более точно. Понятно, что в 3/4 "бочек" на такт пришлось бы по три. И тогда совершенно преобразовался бы характер звучания. То бишь, стиль. Получается, для того, чтобы определить размер, мне прежде всего надо определить сильные, слабые и относительно сильные доли, расставить такты так, что с каждой сильной доли будет начинаться такт, и затем просто посчитать? Можно и так. Хотя точнее будет - сильные и слабые. А относительно сильные "вытекут" из логики развития темы - т.е. из уже понятого, вычесленного размера. Я, к примеру, нечасто пишу в 2/4, слишком много тактов получается - труднее ориентироваться. 4/4 - более часто пользуемый мною размер. Хотя это и не означает, что это абсолютно правильно. Т.е. при переносе нот на бумагу для передачи их музыкантам я применяю правильные размеры. А если только для себя - 4/4. В том числе триольные, типа 12/8. (*) Мелодия строится из нот, которые складываюся во фразы, а они в свою очередь - в предложения. Всё это - логика развития мелодии. Как правило, и фразы, и предложения имеют ЧЁТНОЕ количество тактов. Простейший вид - фраза 2 такта, предложение 4 такта (2 фразы). Что в обсуждаемом примере и есть. Затакты можно не считать. Цитата
VOVA Мавзолей Опубликовано 7 июля, 2009 Опубликовано 7 июля, 2009 Все улезли в ноты Тогда я приведу пример. Закатываешь аудио запись в редактор и он там отображается графически в виде горизонтальной елочки, там уже видно сильные и слабые доли. В редакторе существует сетка тактов (стоит по умолчанию), даже не пользуясь не какими алгоритмами, а в ручную можно подогнать сетку к аудио и будет ясно и темп и размер. Цитата
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.